- Психологическая культура в правовой сфере
- Важная составная часть психокультуры в современном мире. Развивается в результате психологизации правовой сферы под влиянием внешних и внутренних факторов. В общеупотребительном значении понимается как психологическая образованность, владение психологическими знаниями, техниками и технологиями в юридической сфере. В ЮП идею «культуры» методологически ввел А.Р. Ратинов, рассмотрев правовую психологию в контексте «правовой культуры». Понятие «психологическая (социально-психологическая) культура» было разработано в исследованиях психологической подготовки применительно к личности юриста (А.М. Столяренко, В.И. Коваленко), а также в рамках психотехнического подхода (В.А. Носков, Л.Н. Иванова), в психолого-педагогических исследованиях (В.П. Трубочкин). Термин становится модным и все чаще начинает использоваться в юридико-психологических работах, в т.ч. без специальной понятийной проработки (В.Л. Васильев). Культурологический подход перспективен для ЮП Он стал активно использоваться в криминологии (А.И. Долгова, С.М. Иншаков и др.). Тема «психология и культура» – не новая для методологии психологии (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.М. Розин и др.). Разработано понятие «культуродигмы» в психологии (С.Ю. Степанов).
Проблема соотнесения психологии и культуры возникает вместе с формированием практической психологии, развитием психопрактик, появлением профессиональных психологов, распространением психологических служб, институционализацией психологии. Психология начинает «врастать» в культуру, происходит окультуривание психологии, а с другой стороны идет процесс психологизации культуры. При всем многообразии феномена культуры в психологическом контексте на первый план выступает ее деятельностно-технологическая проекция и ипостась. Современная психология – это прежде всего углубленные знания о человеке, эффективные техники и технологии работы с людьми. Они востребованы и без них сегодня немыслима жизнь современного общества, начиная от политики и экономики и заканчивая семейными и личными проблемами каждого человека. Распространение психологии связано также с изменением взгляда на человека, с пересмотром идеологической концепции человека как «винтика» и расходного материала в государственной машине и социуме, с гуманизацией отношений в обществе. Психология все больше взаимоувязывается со второй, ценностной, аксиологически-мировоззренческой, духовной ипостасью культуры, не только привнося с собой в культуру новые смыслы и идеалы, но и сама обретая определенные нормативные, ценностные, культурные формы. Третья ипостась культуры – это ее коммуникативно-трансляционная функция, передача опыта от поколения к поколению, ее встроенность в организацию социальной жизни людей через традиции и др. механизмы. Психические пласты жизни человека и общества в ряде современных концепций рассматриваются в том числе в качестве глубинных оснований самой культуры, в частности, в феномене ментальности (В.А. Шкуратов).
ПКвПС (как и в других сферах) не ограничивается уровнем личности, но существует также на уровне групп, организаций, социума в целом. О той или иной психологической культуре целесообразно говорить применительно к различным субъектам юридически значимого поведения или деятельности: законодатель, юрист, юридическое лицо, гражданин, правонарушитель преступник и т.д. Качество (правовая, неправовая, криминальная) и степень ее развития (низкая, средняя, высокая), разумеется, связаны с конкретным субъектом, как носителем, потребителем, пользователем, производителем, транслятором ПК. Феномен ПК имеет для ЮП интегративный, категориальный характер, а концепция ПК перспективна в качестве одного из теоретических, парадигмальных оснований ЮП. Развитие на базе концепции психологической культуры юридико-психологического мышления стратегически значимо для ЮП.
( В.П. Трубочкин)
Литература: Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. -СПб., 1998; Носков В.А., Иванова Л.Н. Психотехника обучения учению. - Нижний Новгород, 1997; Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введение в специальность и обучение практического психолога органов внутренних дел. М., 1995; Преступность и культура/ Под ред. А.И. Долговой. М., 1999; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск, 1988; Трубочкин В.П. Культура педагогического мышления преподавателя. М., 1994.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.